Технопарк-Поволжье, 31 мая 2010 год

У любого, даже самого профессионального сотрудника, есть свой предел возможностей — и эмоциональных, и физических. И если работа в организации построена так, что человеку постоянно приходится превышать границы собственных возможностей, то в результате сотрудник «выгорает» - теряет интерес к работе, делает ее менее качественно. Как избежать этого, рассказала  директор Центра сопровождения карьеры «REM GROUP» Елена Ибрагимова.

Каждого руководителя заботит то, чтобы предприятие работало слаженно, без сбоев и приносило  прибыль по максимуму. Необходимо учитывать тот факт, что основным ресурсом любого предприятия и организации становятся люди. Без них все материальное не имеет никакой ценности. Поэтому человеческие ресурсы требуют к себе особенного внимания и отношения. До сих пор встречаются руководители с философией «легкой замены» одного сотрудника другим. Мы сейчас не говорим об особых случаях, когда это бывает просто необходимо. Мы говорим о такой тенденции в кадровой политике. Но приходит понимание того, что простой заменой проблему качественного труда работника не решить. А порой оказывается даже экономически выгоднее заботиться о сотруднике своей компании, чем брать человека со стороны. Здесь руководитель может сэкономить на лояльности: а это время и деньги.

Ежедневно каждый сотрудник испытывает на себе влияние различных факторов, которые могут довести его до состояния стресса. Психологи используют такое понятие, как «выгорание», «профессиональное выгорание», что является синонимом состояния хронического стресса. Как известно, состояние стресса они приходящее и уходящее. Но вот если оно не уходит, а присутствует постоянно у сотрудника, то тогда это мы говорим о хроническом стрессовом состоянии. Стресс- это психофизиологическое напряжение, которое испытывает человек постоянно. Нормой является то, что в период воздействия стрессогенных факторов организм может мобилизоваться и решить какую-то важную задачу или произвести такое поведение, которое будет спасительным для человека, как например, стресс во время опасности. Организм работает на грани своих возможностей во имя сохранения самого себя. Затем наступает разрядка, системы приходят в нормальное  физиологическое состояние и соответствие. Но если стресс постоянен, то он приводит к истощению и разрушению организма потому, что не наступает периода отдыха и расслабления. Постоянно воздействующие стрессоры «не отпускают» организм, а создают с каждым днем все большее и большее напряжение.

Каковы стрессоры в организации?

Их можно разделить на несколько категорий.
Первая категория относится к организации труда работника. Сюда мы может включить как количественную, так  качественную перегрузку, необъясненные перемены в компании (любого сотрудника нужно готовить к изменениям, которые планируются в компании), отсутствие у сотрудников навыков планирования, неподготовленность, а тем более отсутствие рабочего места.

Ко второй категории мы отнесем стрессоры структуры управления. К ним относятся реорганизация, нечеткая структура управления, слабая коммуникация между отделами, недостаток участия руководства в управлении и общении с сотрудниками, неверная иерархия, нечеткое распределение функций, дублирование функций, требование чрезмерной ответственности – гиперответственность.

Третья категория стрессоров, которыми «располагают»  компании,-  это распределение ролей и их реализация. Смешение ролей, нечеткость границ  должностей, факторы, препятствующие реализации  профессиональной роли также могут приводить  к синдрому выгорания. Сюда же можно отнести и ролевые конфликты, которые возникают в организации, как недостаток, так и чрезмерные полномочия и власть или ослабление авторитета.

Четвертой категорией стрессогенных факторов являются оценка и расстановка кадров. Сюда можно отнести замедленное продвижение или наоборот, слишком быстрое продвижение по службе, когда человек еще психологически не готов к предлагаемой ему должности. К данной категории факторов мы относим и необъективную оценку труда  сотрудников, низкий уровень профессиональной подготовки (сюда можно включить разрыв между знаниями, умениями и навыками, между теорией и практическими навыками), несоответствие между должностью и образованием. А также отсутствие возможностей в компании для обучения, развития сотрудника, его профессионального и личностного роста.

К пятой категории стрессоров мы относим психологический климат в коллективе и отношения, которые складываются между сотрудниками, между сотрудниками и руководителями, между сотрудниками и клиентами.

Нельзя не учитывать и внешнеорганизационные  стрессогенные факторы, то есть те, которые воздействуют на сотрудников за пределами их организации. Сюда мы относим семью, экономику, друзей и иные обстоятельства жизни. Они могут быть достаточно влиятельными и оказывать мощное воздействие на состояние, активность и настроение сотрудников.  Игнорировать их в работе с персоналом нельзя.

Указанные категории факторов могут одного сотрудника привести к состоянию хронического стресса, а другого нет. Здесь все сугубо индивидуально.

К каким последствиям может привести такое состояние хронического стресса сотрудника? Последствия могут быть следующие: социальные, психологические, физиологические, организационно-управленческие.

К социальным последствиям мы относим изменения в ценностно-смысловом ядре личности. То есть под воздействием стрессогенных факторов могут измениться ценности человека, его смысл жизни. Также может измениться отношение к коллективу, к отдельным личностям, к организации в целом. Обычно развитие идет в сторону негативного сценария.

Психологические последствия- это последствия, связанные с негативным поведением, снижением и изменением мотивации (вплоть до вредительства), с повышенной эмоциональностью, агрессивностью, усилением негативизма или снижением позитивного фона настроения, появлением апатичности и безразличия.

Физиологические последствия связаны с изменением физиологии человека: повышением кровяного давления, уровня холестерина в крови, приобретением сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний желудка и других жизненно важных органов и систем, снижением тонуса активности органов.

К организационным последствия «выгорания» мы относим прогулы, текучесть, низкую производительность труда, снижение качества труда, повышение чувства неудовлетворенности трудом, общением и пребывание в организации.

Какие шаги необходимо предпринять, чтобы в организации было сведено к минимуму количество «выгорающих» сотрудников?  Необходимы постоянный мониторинг сотрудников и их состояния, выявление «выгорающих сотрудников», выявление стрессогенных факторов, воздействующих на сотрудника в процессе его трудовой деятельности, конечно же,  устранение данных факторов.

Устранение стрессоров будет способствовать снижению психоэмоционального напряжения и повышению мотивации сотрудников.

Директор Центра сопровождения карьеры «REM GROUP»,
бизнес-тренер,
сертифицированный коуч,
 кандидат педагогических наук
 
Елена Ибрагимова