Для языка тела одежда и внешний облик имеют огромное значение. Помните поговорку: «По одежке встречают, по уму провожают». Об этом же говорит и американская деловая мудрость: «Хотите произвести впечатление – одевайтесь». «Искусство нравиться - есть великая тайна, которая, даруемая ли природой или похищаемая упорным усилием, в обоих случаях достойна уважения и зависти…», - писал П. А. Вяземский.

Основная цель визуального имиджа (габитарного) делового человека – произвести и надолго оставить в сознании деловых партнеров, потребителей, клиентов, работодателей положительное впечатление. Состояние нашего тела, параметры внешнего вида являются мощным фактором воздействия как на собственные переживания, так и на мысли и чувства других людей. Одежда, длина волос и прическа, борода, очки, духи, аксессуары – все это вместе позволяет окружающим составить первое впечатление о нас, что является важным фактором, влияющим на деловое взаимодействие.

Как заметил М. Сервантес, «платье облачает и разоблачает человека». Одежда порой может рассказать о нас больше, чем мы сами о себе. Как человек одевается, какова его осанка, какие украшения носит, какая у него прическа? Все это сообщает наблюдателю, как следует воспринимать такого человека, какую позицию он занимает в обществе, каким видом деятельности он занимается. Независимо от того, насколько внимателен наблюдатель и достаточно ли корректно он интерпретирует внешний вид, у него складывается то или иное сначала ощущение, порой неосознанное, а затем и мнение о партнере, которое в дальнейшем очень сложно поддается изменению.

Деловая одежда способна вызывать как доверие, так и недоверие, что также является мощным фактором , влияющим на характер общения. Специалисты по имиджу делят одежду профессиональной деятельности на несколько групп. Деление происходит по «вертикали» или «горизонтали». По вертикали выделяют одежду руководителей и линейного персонала (оценивается «уровень консервативности», при этом считается, что чем консервативнее одежда, тем к более к влиятельному кругу принадлежит человек).

По горизонтали различают одежду для общения с клиентами или партнерами, повседневную (одежда менеджеров в офисе, когда это не связано с внешней деятельностью) и одежду для торжественных и особых случаев. К особым случаям специалисты относят выступление на телевидении или на собрании акционеров, фотографирование для проспектов и PR – материалов компании. Учитывая большое значение внешнего вида, каждому деловому человеку для формирования позитивного имиджа важно одеваться в соответствии с той профессиональной деятельностью, которую он хочет получить в будущем, а не с той, которую он уже получил. Известно, что в бизнесе необходимо одеваться абсолютно адекватно определенному имиджу, если человек хочет удачно представить свою продукцию, производство или услугу. Как говорят в мире бизнеса, «подходящая внешность не обязательно введет вас в совет директоров, но неподходящая, несомненно, лишит такой возможности».

Многие люди считают, что выбор той или иной одежды, прически или макияжа – это их собственный выбор. Однако это не так. Внешний вид человека отражает и подчеркивает его индивидуальность, характеризует делового человека как личность, поэтому его невзрачная внешность может тормозить карьерный рост и помешать достижению успеха. Человек, желающий работать в деловой сфере, сегодня, должен иметь определенный внешний вид. Это вызвано тем, что для успеха в профессиональной деятельности деловые люди должны одеваться не так, как они привыкли или как им хочется, не только в соответствии с модой, а прежде всего в соответствии с принятой в определенной сообществе культурой внешнего облика, с фирменным имиджем и стилем, с организационной культурой, так как клиенты и деловые партнеры судят о компании в значительной мере по тому, как выглядят ее сотрудники, какой у них визуальный имидж.

Каждый человек имеет право выражать свою индивидуальность и взгляды или демонстрировать свои материальные возможности через одежду и внешний вид. Но деловой человек должен понимать, что при этом могут возникнуть как коммуникативные барьеры, так и полный контакт с окружающими. Таким образом, выбор одежды и внешнего вида зависит не только от нашего собственного вкуса, но и от восприятия окружающих.

Валерия Лащева
имиджмейкер Центра сопровождения карьеры REM GROUP