Газета «ВСЛАСТЪ» Спецвыпуск «MONEY’МЕЙКЕР» №17, февраль 2009

Тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, тайм-менеджмент... Об этом сегодня слышал практически каждый, но что скрыто за этими подчас малопонятными словами, знают единицы. Попробуем разобраться, что такое тренинги, когда и как возникли, и кому они полезны.

Эволюция обучения

Существует множество форм обучения – от классических уроков, выполнения домашнего задания и написания контрольных работ до круглых столов и ролевых игр. Каждая из форм позволяет достигать конкретные цели. Одной из новых и эффективных форм обучения можно считать тренинг, который приобретает все большее распространение.

Замечено, что каждая форма обучения появляется именно в определенный момент развития человечества. Принято считать, что тренинги появились в середине ХХ века, когда в фокусе внимания оказался сам человек, а не окружающая природа, как было ранее. Человеку стал интересен сам человек. Тренинг расширяет границы видения человеком своих возможностей, дает ему инструменты для познания самого себя. В тренинге вырастают умения, они совершенствуются и доводятся до автоматизма, превращаясь в навык.

История создания тренинга начинается с имени американского психолога Курта Левина, который использовал механизм изменения установок - то, что определяет поведение (мысль, убеждение), отдельных людей через их общение в группе. Первые тренинги имели открытую форму, когда люди добровольно собирались и обсуждали какую-либо проблему или вопрос. Тематическая направленность таких тренингов была самой разной. К примеру, тренинг Левина был направлен на обсуждение домохозяйками вопроса, почему замороженная говядина полезнее свежей.

Ученики Курта Левина продолжили изучение тренинговых групп, которые получили название Т-группа. Изучая Т-группы, они обнаружили, что в процессе общения людей в группе проявляются одновременно нескольких феноменов, которые оказывают влияние на наше поведение. А именно: как я воспринимаю себя; что я думаю о том, как воспринимают меня другие люди и что в реальности думают другие люди обо мне. Их несовпадение создает серьезные проблемы в общении. Открытие этих феноменов на тренинге, их осознание, анализ различных карт восприятия дает возможность совершенствовать некоторые способы и формы своего поведения, что в свою очередь приводит к изменениям во взаимодействии, и как результат – к изменению отношений, что нередко влияет на достижение нами наших целей.

В 60-е годы появилось движение тренинга социальных (social skills) и жизненных (life skills) умений. На Западе осознали необходимость этих умений не только для жизни, но и для профессиональной деятельности. Стали создаваться тренинговые программы для подготовки руководителей и специалистов, развивающие данные умения. Представьте себе профессионала, обогащенного умениями и навыками уверенности, критичности мышления, межличностного общения, самоуправления, эмоционального самоконтроля. В Россию тренинги были «занесены» тренерами, которые прошли обучение у западных коллег. Известно, что Л. Кроль проводил тренинги на частных квартирах, где собирались люди, которым было интересно личностное развитие, т.е. развитие самих себя. Это были 80-е годы.

С увеличением диапазона целей, которые ставились перед тренингами, расширилось и понятие «тренинг». В конце 80-х годов появляется бизнес-тренинг - краткий практический курс повышения квалификации, направленный на развитие личностно-деловых, профессионально важных качеств человека. В это время были популярны видео-тренинги делового общения и публичного выступления для руководителей. В середине 90-х годов наиболее распространенными стали базовые курсы развития коммуникативных умений и специальных навыков, а к концу ХХ века тренинговые программы становятся более специализированными. Например, открытые программы «Развитие личной эффективности», «Управление по целям», «Управление временем», «Развитие навыков публичного выступления», «Развитие эмоционального интеллекта», «Формирование имиджа» и др. способствуют росту уверенности в себе, усилению навыков самоуправления.

Участие в тренингах создает новые возможности для поиска и открытия источников дополнительных ресурсов, необходимых для успешного продвижения в карьере, создании собственного бизнеса и достижении важных жизненных целей.

директор Центра сопровождении карьеры «REM GROUP»,
бизнес-тренер, сертифицированный коуч,
кандидат педагогических наук