Жизнь сегодня настолько динамична

Жизнь сегодня настолько динамична, что приводит к тому, что все существующие объекты изменяются с огромной скоростью: рождается и уходит огромное количество фирм и организаций, многие претерпевают изменения – разъединяясь или, наоборот, сливаясь. Любая организация должны быть готова к изменениям – и все ее системы должны быть готовыми к тому, что настает определенный момент, когда необходимо что-то менять- быстро внедряя нечто новое. Если смотреть на организацию без учета материалов и финансов, то, по большому счету, главной и ведущей составляющей являются люди. Ни финансы, ни материальная база сами по себе не имеют никакой ценности, и не могут приносить прибыль без участия человека. Это мертвый капитал. Единственным живым капиталом являются люди.

Стратегии мышления руководителей, сформированные в конце 80-90-х годов, сегодня уже начинают давать сбой. В те годы основной целью было простроить логистические сети, набрать специалистов и запустить процессы. То, что было заложено 15- 20 лет назад работает и сегодня, но постепенно намечаются тенденции, которые нам сегодня хочется обозначить. Существует множество подходов, как интенсифицировать производство: смена оборудования, подбор сильной команды топов. Это все есть и это все работает. Но если обратить внимание, появились организации с совершенно иным подходом и, прежде всего, к бизнес-процессам и персоналу. Часто приходится видеть, что руководители хотят повысить мотивацию персонала, отсылая его на обучение за счет организации. Но мотивация не особенно повышается, а если и повышается- то на определенное время, постепенно возвращаясь к прежнему уровню. И здесь факторами, снижающими мотивацию, нам видятся следующие:

  1. руководитель знает – чему необходимо учить персонал. Руководитель смотрит на обучение сотрудника с точки зрения своей потребности в развитии своего бизнеса и получении прибыли.
  2. персонал тоже знает - чему он хотел бы поучиться, но исходя из своих целей, которые подчас не всегда совпадают с целями руководителя ( Цель руководителя – экономить средства, а сотрудника - больше заработать). А все, что навязывается «сверху» («надо» и «должен») уже давно никого не мотивирует, и более того вызывает сопротивление.
  3. руководитель смотрит на персонал также , как на материальный ресурс и отношение к нему такое же, как к материальному ресурсу- проверка на износостойкость и выносливость при минимальных затратах. Сотрудник ощущая такое отношение- мотивируется по минимуму.  Это является очень мощным противоречием, а главное- скрытым. Кажется все хорошо, но каждый идет к своей цели.
  4. обучение происходит в выходные дни.
  5. корпоративная культура компании не поддерживает навыки, которые приобретаются на тренингах (иногда очень жестко задаются корпоративные нормы по взаимодействию с клиентами, эти жесткие нормы прописываются в стандарты, которые жестко контролируются, и за их невыполнение на сотрудников накладываются штрафы). Возникает парадокс. Сотрудник готов к гибкости в общении с клиентом после тренинга, где он сам приспосабливает приобретенные навыки к самому себе, чтобы быть максимально эффективным, доводит их до совершенства, но жесткие корпоративные нормы заставляют его, чтобы не быть оштрафованным, поступать вопреки ситуации, что ослабляет установление эффективного контакта с клиентом.

Когда сотрудники оказываются в таком противоречии- то самый легкий психологический способ выхода - снижение собственного интереса к своей профессиональной деятельности: «пусть идет как идет», «я не буду напрягаться», «пусть начальство думает, на то оно и начальство», «поищу-ка я другую работу».

Многие руководители забывают об одном психологическом законе- что человек будет работать, удовлетворяя свои индивидуальные потребности. Развиваясь, удовлетворяя элементарные потребности, человек поднимается по спирали ценностей. Для большинства российской молодежи рост собственных способностей, что выражено в стремлении к быстрому карьерному росту, сегодня является ярко выраженным. И в тех организациях, где это учитывается, персонал не уходит, а развивается, удовлетворяя свои потребности, при одновременном быстром темпе развития самой организации.

Так всегда было, есть и будет. Так уж мы устроены- мы будем делать только то, что считаем наиболее важным для нас!!! Почему персонал, который приехал из Средней Азии, Казахстана и других бывших союзных республик, работает за копейки в отличие от российского персонала? Потому что потребность выживания и удовлетворения физиологических потребностей для них сегодня является важнейшей.

Как можно изменить ситуацию? Обучение тогда будет эффективным и будет способствовать развитию организации, когда оно становится частью бизнес- системы? Когда оно будет проводится не от случая к случаю по желают отдела персонала, а тщательно специалистами будет изучена потребность в обучении. Когда с первыми лицами организации будет обсуждаться ситуация сегодня, что имеем, что хочется развить, улучшить, с одной стороны, и с другой- как развитие собственной организации видится сотрудникам? Чему они хотят поучиться, каким им знаний не хватает? Объединение обозначенных потребностей может вывести организацию на объективные потребности в обучении.

Самое эффективное обучение - обучение на собственных ошибках. Сегодня появляются новые бизнес -технологии объединения задач руководителя и интереса персонала к собственному обучению. Объединение этих процессов в коучинговых сессиях сегодня может устроить всех .

Почему коучинг в сочетании с тренингом? На сегодняшний момент данные технологии являются наиболее эффективными для решения бизнес-задач. Коучинг- процедура, направленная прояснение целей, на поиск наиболее оптимального решения задач по достижению целей, их реализацию. Тренинг направлен на развитие и обеспечение персонала продуктивными и эффективными умениями и навыками, которые обеспечат успешность в решении поставленных целей за счет осознанного максимального использования персоналом своих ресурсов.

Поэтому сочетание коучинга и тренингов является оптимальным для решения задач развития бизнеса, его оптимизации, увеличения прибыли за счет использования ресурсов, который имеют сотрудники. Грамотное построение бизнес- обучения в компании может дать результаты и удивить многих.

Если в вас не угас дух творчества, вы не утратили интерес к изменениям, к динамике собственного бизнеса – сочетание тренингов и коучинга - это соединение двух технологий самых современных и самых эффективных на сегодняшний день – это то, что позволит вам получить инструмент к достижению стратегических целей развития вашего бизнеса! Выбор за Вами!

Елена Ибрагимова