|

Коучинг: индивидуальная история

Новое слово «коучинг» все активнее входит в нашу повседневную жизнь. Оно имеет несколько близких смысловых значений. В переводе с английского указывает на процессы: «сопровождение», «наставничество», а также человека, который организует их – тренера. Джон Уитмор, являющийся одним из первых и успешных коучей, уточнял суть коучинга как профессии 21 века: «Суть коучинга заключается не только в том, как это делается, сколько в том, что именно делается. Во многом успешность коучинга обусловливает взаимная поддержка коуча и его подопечного, а также используемые ими средства и стиль общения».

В процессе нашей жизни и накоплении опыта неудачи способствуют формированию внутренних барьеров у человека, которые становятся труднопреодолимыми в процессе деятельности. Страхи и сомнения, неуверенность в своих силах, возможностях и творческом потенциале – «гремлины», которые мешают человеку достигнуть высоких целей, реализоваться, воплотить в реальность самую заветную мечту. Процесс становления коуча, как профессионального помощника в достижении профессиональных и личных целей, начинается с коучинга самого себя. Пройдя путь осознания того, что не так, поиска ресурсов, пробы действия, оценки результата, новых изменений и новых действий – коуч начинает менять собственные видение на вещи, сдвигая рамку собственного взгляда на себя, на свою жизнь, на свое окружение. Этот индивидуальный опыт коуча становится основанием его профессиональных навыков.

Анализируя процесс коуч-сессий, понимаешь, что клиент имеет все ресурсы для достижения своих целей. Есть две вещи, которые ему мешают - это гремлины, которых он не осознает, и его «видение», ограниченное рамками собственных стереотипов и установок. Движение клиента к достижению цели позволяет ему изменить свое «видение» себя и мира, себя в мире; позволяет почувствовать свою значимость и неповторимость! Коуч, оказывая поддержку человеку в период сессий, помогает ему избавиться от тревожности, страхов неудач, помогает раскрыть тот мощный потенциал, который он имеет. «Коучинг- это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности»,- отмечает Джон Уитмор. И это делает коучинг востребованным не только в индивидуальной работе, но и во внедрении коучинг-подхода на предприятиях, в организациях. А что значит коучинг-подход в менеджменте?

Сейчас становится все меньше руководителей, которые отказываются от признания того, что ценности сотрудников, их убеждения и поведение становятся определяющими в успехе бизнеса. Люди либо «влачат» этот бизнес, либо работают в нем легко, творчески и вдохновленно. Как сделать так, чтобы отказать от первого и перейти ко второму. Изменение «видения» своего бизнеса, ответы на некоторые коучинговые вопросы - позволяют в корне изменить взгляд руководителя на свой бизнес и на потенциал сотрудников, который в нем задействован. Все хотят отдачи. Но отдача может «выбиваться» из сотрудников путем наказаний, необоснованных поощрений, смены персонала. Но, как показывает практика - это неперспективно. Руководитель снова и снова возвращается к проблеме, от которой он пытается избавиться данным способом. Но есть иной инструмент. И работу здесь необходимо начинать с руководителя. Если бизнес необходимо оптимизировать, то начинать необходимо с руководителя, с его «видения». «…коучинг является управленческим стилем трансформационной культуры»(Дж.Уитмор). На смену директивности приходит коучинг-подход, который в корне меняет ценности организации и всю ее корпоративную культуру. «Иерархия уступает место поддержке, а обвинения -честной оценке; внешние мотивирующие факторы заменяет самомотивация; защитные барьеры исчезают по мере формирования командных групп; перемены не вызывают боязни, а приветствуются; главной задачей становится не ублажение начальника, в УДОВЛЕТВОРЕНИЕ НУЖД КЛИЕНТОВ. На смену секретности и цензуре приходят открытость и честность; нагрузки на работе превращаются в новые возможности, а сиюминутное «тушение пожаров» вытесняется долгосрочным стратегическим мышлением. Таковы некоторые черты зарождающейся культуры в бизнесе…» (Дж.Уитмор).

Все современные мотивационные концепции превращаются в ничто, когда начинают внедряться в практику. Или дают сначала плоды, а потом куда-то мотивация сотрудников начинает со скоростью света исчезать и таять. Что происходит? Есть внутренние мотивационные факторы, игнорирование которых делает невозможным долговременное мотивационное напряжение, которое внешне выражается у сотрудника в желании работать. Об этих факторах много писалось на уровне теории, и как показывает практика зарубежных коллег и российских компаний- игнорирование мотивационных механизмов сотрудников приводит к низкой результативности. Чем здесь может помочь коучинг?

Отправные точки мотивации сотрудника следующие: свобода порождает ответственность. Ответственность порождает интерес и желание достигнуть большего. Достигнутый позитивный результат порождает свободу в желании его улучшить. И так далее по кругу. В связи с этим коучинговые вопросы запускают как в отдельной личности, так и в команде мотивационные механизмы.
1. Чего ты хочешь?
2. Как ты это будешь делать?
3. Зачем тебе это необходимо?
4. Как ты узнаешь, что ты достиг этого результата?

Каждый сотрудник начинает чувствовать себя свободным в своей профессиональной деятельности в той степени, в которой это необходимо именно ему. Руководитель только обозначает границы деятельности данного сотрудника, но руководитель не может «назначить» или «обозначить» должностными инструкциями, что человеку необходимо делать на своем рабочем месте, чтобы достигнуть результата. Это делает сам сотрудник и тем самым берет ответственность на себя за результат. Задача руководителя только «собирать» результат, так как коучинг способствует развитию сотрудника по максимуму, а значит и по максимуму будет результат.

Коучинг, как процесс сопровождения развития человека, организации, проектов, еще только начинает быть востребованным. И успешность процесса во многом зависит от «видения» общей цели как руководителем, так и сотрудниками даже самыми рядовыми - куда движется бизнес, что необходимо делать, какие практические шаги необходимо сделать каждому отделу, что поставленную цель выполнить в те сроки, которые выделены самим коллективом сотрудников. Это позволит всему коллективу находиться в мощном едином мотивационном потоке, потому что все будет объединены видимой и реально достижимой, значимой для всех целью, от достижения которой выиграют все: клиенты и вся команда организации!