Обучение персонала

Наконец в Самаре стали всерьез относиться к обучению персонала! А еще три года тому назад, когда мы предлагали свои тренинги, большинство руководителей и руководителей отделов по персоналу отвечали, что они не понимают, зачем им это нужно. Тенденция на рынке изменилась. Теперь уже компаниям не выгодно заниматься «перебором» персонала, а выгоднее обучать, развивать свои кадры. И постепенно это понимание приходит к руководителям вертикальных и горизонтальных ветвей организационной власти.

Обучение персонала имеет множество плюсов:

  • 1. Обучение развивает человека. Это значит, что меняется его взгляд, видение на процессы, отношения, ценности. Самое трудное в обучении - изменить точку зрения, взгляд. Это связано с тем, что наше сознание, мышление находится во власти заданных установок, стереотипов, которые не меняются по приказу руководителя.
  • 2. Изменение видения приводит к изменению поведения, отношения, смене ценностей.
  • 3. Грамотно простроенное обучение способствует развитию корпоративных процессов - объединению людей вокруг решения поставленных задач.
  • 4. Снижается уровень конфликтности, соперничества в отделах и подразделениях.
  • 5. Изменяется подход к решению задач- он становится творческим.
  • 6. Усиливается лояльность персонала к руководству как к руководству, которое заботятся о своих сотрудниках.
  • 7. Формируется единое поле ценностей и целей организации.
  • 8. Обучение способствует получению доступа к ресурсам, которых людям не хватает, чтобы быть еще успешнее
  • 9. Обучение помогает проработать негативные эмоции сотрудников, «прочистить» внутриорганизационные коммуникации между отделами и подразделениями; обозначить назревающие проблемы. То есть обучение диагностично. Многие процессы не видны. Обучение помогает их выявить.
  • 10. Изменяет мотивацию сотрудника в сторону развития внутреннего ее компонента.

Данные «плюсы» обучения возможны при соблюдении одного важного условия- необходимо помнить о том, что обучение есть часть системы. Оно входит в бизнес-систему «производство – обучение». Профессиональная деятельность формирует потребность в новых знаниях, без которых человек не может ощущать себя профессионалом. Новые знания - развивают производство. Развитие одного профессионального навыка или компетенции требует развития смежного и подготавливает «почву» его для формирования, что требует от образовательного процесса непрерывности. Так выстраивается цепочка компетенций, которые делают человека профессионалом. А сегодня профессионал- это человек, который не просто обладает навыками и умениями профессиональными, но он «двигает» их, развивает.

Для организации обучения на предприятиях необходим человек ( или даже целый отдел), который бы отследил потребности персонала в определенных навыках и умениях и способствовал их развитию. Хотелось бы поговорить о внутрикорпоративных тренерах. Многие компании позволяют себе содержать тренеров и учебные центры. И это здорово! В организации есть отдел, который будет решать все проблемы, обозначенные выше. В больших компаниях, где огромная текучесть кадров, наличие такого тренера оправданно и с материальной стороны и деятельностной. Действительно, процесс обучения продажам может идти на постоянной основе, не прерываясь. Но если компания может решить свои проблемы на несколько лет вперед с помощью пяти –шести тренинговых программ в год. Вопрос- зачем нужно содержать тренера и платить ему зарплату 300 тыс. рублей в год, если эти тренинги обойдутся дешевле с приглашенными внешними тренерами. А если организации нужно 2-3 тренинга в год?

Работа тренера- это тяжелый, прежде всего эмоциональный труд. Стоимость тренинга высока потому, что требует определенного восстановительного периода тренера. Тренер управляет одновременно различными видами энергии людей- эмоциональной, интеллектуальной, физической. Для тренера одной организации проведение одних и тех же тренингов ( что обусловлено поставленными задачами организации) приводит в быстрому интеллектуальному утомлению (состоянию монотонии), истощению тренера. Идет снижение темпов обучения сотрудников, что способно привести к разрушению эффективной системы корпоративного обучения. Начинает страдать дело. Человек устает, появляется негативизм, творчество постепенно сходит на «нет». Работа перестает быть творческой и интересной. Организации это совершенно не нужно. Чтобы этого не случилось, организации необходимо постоянно заботиться о тренере- повышать его квалификацию, отправлять на конференции по обмену опытом, проводить мероприятия, направленные на снижение риска «эмоционального» выгорания тренера, что может стоить компании огромных денег.

Если крупная компания может себе это позволить и содержать в штате не одного тренера, а целый тренерский отдел - это идеальный вариант для развития компании. Но если компания не может себе этого позволить- тогда вам стоит обратить к внешним тренерам.

Работа внешнего тренера в компании имеет приличное количество преимуществ:

  • 1. стоимость системы тренингов может быть дешевле, чем содержание внутрикорпоративного тренера;
  • 2. независимость тренера от кого бы то ни было; диагностичность тренинга может выявить процессы, о которых корпоративный тренер может умолчать;
  • 3. повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков тренеров (иначе тренеры просто не будут востребованы на рынке), за которые организации платить не нужно.
  • 4. заинтересованность в своей деятельности: тренер работает в разных организациях, разных группах - не наступает состояние интеллектуального, физического и эмоционального истощения и не снижается уровень интереса тренера к своей деятельности;
  • 5. разностороннее образование: корпоративный тренер имеет определенный образовательный уровень. Внешние тренеры имеют огромный разброс в образовании от экономического, психологического, педагогического, медицинского до высокопрофессиональных научных кадров;
  • 6. гибкость: тренер работает в организациях, выпускающих различные виды товаров и услуг (компьютеры, молочную продукцию, связь и т.д.).
  • 7. тренер работает на результат, а не за зарплату

В любом случае выбор будет стоять за руководством компании. Важно помнить, что работа тренера должна быть максимально независимой, творческой, высоко профессиональной, а значит результативной, то есть приносить ощутимый для компании результат.

Елена Ибрагимова