журнал Технопарк-Поволжье № 7 от 4 мая 2010 год

Сегодня многие руководители ищут инструменты управления мотивацией сотрудников. О различных факторах, влияющих на нее, «Технопарку» рассказала директор Центра сопровождения карьеры «REM GROUP» Елена Ибрагимова.

 Одним из важных способов  повышения мотивации сотрудников является создание условий для формирования у них приверженности к компании. Быть приверженным– значит,  быть вдохновленным! Приверженный сотрудник  хочет «бежать» на работу, он не замечает, как «пролетает» день, ждет встречи со своими сослуживцами, испытывает ощущение радости от собственной значимости.

Каждый человек сам в себе формирует эту приверженность, но условия для ее формирования создает компания, ее руководство. Уровень приверженности у каждого сотрудника различен. Кто-то может быть более привержен, кто-то менее. Но  приверженных сотрудников компании всегда можно отличить по следующим признакам.

Во-первых, по положительному отношению  к организации: они гордятся тем, что работают именно в этой компании и считают  оценку своего труда со стороны компании справедливой; они довольны своими профессиональными достижениями и своей работой.

Во-вторых, такие сотрудники разделяют цели и ценности организации, более того, считают их  своими. Они всегда готовы прилагать дополнительные усилия, не ограничиваясь должностными обязанностями, заинтересованы в достижении значимых для организации результатов, осознают и ощущают ответственность за результаты своей работы и работы команды в целом.

Опыт  известных компаний (IBM, Boeing, McDonalds, Intel и других) показывает, что если компания максимально использует человеческие ресурсы своей организации, то она только выигрывает. Наблюдательность, изобретательность сотрудников, заинтересованных в успехе своей организации, позволяют им генерировать все новые и новые преимущества  перед другими компаниями в борьбе за покупателя.

Есть два пути к повышению числа приверженных сотрудников в компании. Первый - искать и отбирать сотрудников, готовых по своей природе устанавливать такие отношения с организацией. И второй - предпринимать целенаправленные действия для развития этой приверженности у тех сотрудников, которые уже работают в компании.

Если вы решили идти по первому пути, то есть необходимость обратить внимание на некоторые свойства личности, которые отличают такого типа людей. Прежде всего, большую склонность к приверженности проявляют люди, которые ориентированы на содержание работы, а не на заработок. Если сотрудник смотрит на работу как на сферу самореализации, а не средство зарабатывания денег,  то  уровень приверженности у такого сотрудника будет выше. Здесь играют роль и гендерные различия. Женщины способны устанавливать более прочные эмоциональные связи, поэтому их приверженность компании зачастую оказывается выше.

 А если вы все-таки решили пойти по второму пути и захотели сформировать у сотрудников организации приверженность, то есть необходимость обратить внимание на некоторые факторы.

 Компаниям  необходимо создавать возможности для удовлетворения основных потребностей персонала:  обеспечивать достойные условия труда, а также  условия для проявления творчества, инициативы сотрудников. 
 
 Еще одним важным фактором в формировании приверженности является «уровень рабочего стресса». Всегда нужно быть в курсе того, насколько человек «выгорает» на работе, какие преобладающие эмоции он испытывает на протяжении рабочего дня. Исследования психологов показывают, что чем выше уровень стресса, тем ниже уровень приверженности.

 Важен и уровень осведомленности персонала о проблемах организации. Неинформированность персонала по принятым важным  решениям, которые затрагивают их интересы – фактор снижения мотивации, снижения уровня доверия к руководству, порождение поля слухов, домыслов, сплетен и наговоров.

 Степень вовлеченности персонала в решении проблем отдела, подразделения или организации так же влияет на рост приверженности. Если к сотрудникам относятся как к «винтикам», как только к исполнителям и не привлекают к анализу проблем отделов и компании в целом, не интересуются их мнением – это тоже снижает уровень приверженности.

 Важен и такой фактор, как обучение персонала.  В компании, где на сотрудников смотрят, как на активы, в которые необходимо инвестировать, а не как на издержки, которые нужно сокращать, уровень приверженности всегда растет. Нужно понимать, что инвестиции в сотрудников - это инвестиции в развитие компании.

Какие преимущества получает компания, если в ее рядах работает приверженные ей сотрудники? Повышается качество и количество выполненной работы, что в целом дает компании возможность выглядеть на рынке стабильной, успешной и эффективной. Увеличивается скорость  поступления и распространения информации в отделах и подразделениях компании, минимизируются искажения – что позволяет сотрудникам ее быстро обрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности. Снижается конфликтность в профессиональной среде за счет единства целей компании и их доступности всем ее сотрудникам

Конкурентные преимущества могут создавать не только бренды,  продукты, оборудование, но и люди, работающие с вдохновением, способные отдавать свои силы по максимуму на совершенствование своей компании! 

 

Директор Центра сопровождения карьеры «REM GROUP»,
бизнес-тренер,
сертифицированный коуч,
 кандидат педагогических наук
 Елена Ибрагимова